Поиск

Контакты

+7 (926) 231-57-22

Москва, ул.Маршала Новикова, 13 

Контактная информация

Записаться на занятия

Новости

Первое занятие новой группы

Первое занятие новой группы по курсу "Работа над основами" намечено на 15 сентября (четверг), 19.30 - 21.30.

Итоговое собрание учеников школы

Собрание намечено на понедельник (30 мая), начало в 19:30. Просьба ко всем постараться быть.

Изменение в расписании

С 14 ноября субботняя тренировка будет начинаться с 10.00 у ланьшаньцев, с 11.30 у тайцзи- и синъицюанеров.

Начало занятий, осень 2015

Открываем новый учебный год. Первая тренировка 8-го сентября. Расписание.

Расписание занятий на 2015-2016 гг.

Появилось обновлённое расписание занятий на будущий учебный год. Знакомимся :)

Фотогалерея


Наша рассылка

Четыре триграммы и процесс обучения

Чтобы учиться, важно понять, как лучше это делать. Это задача актуализации и гармоничного сочетания учащимся достаточно противоречивых качеств или внутренних сил: послушания и творческой активности, горения и умения охлаждаться и т.д. По-видимому, то, о чем я говорю, касается не только изучения ушу и каллиграфии, но может быть использовано в процессе обучения чему бы то ни было.

За основу для рассуждений я взял четыре основные из восьми триграмм багуа, на которых построено китайское традиционное учение о переменах.

 

  • Цянь – Небо, Творчество, Крепость, Отец, Голова;
  • Кунь – Землей, Исполнение, Самоотдача, Мать, Живот;
  • Ли – Огонь, Сцепление, Ясность, Сердце;
  • Кань – Вода, Погружение, Опасность, Почки.

Первая пара триграмм  Небо и Земля.

Начнем снизу: ученик – это послушник. Это качество соотносится с полностью иньской, пассивной, «женской» триграммой Кунь, Землей. Исполнительность, самоотдача, способность принять все, что посеяно, и вырастить – это качества хорошей, пригодной для жизни, плодородной земли. Изучение любой дисциплины требует от ученика освоения «канона». Под этим подразумевается необходимость воспроизвести некий шаблон, попытавшись это сделать как можно точнее вслед за учителем. Ученик должен быть податливым и пластичным, внимательно рассматривать и пытаться перенять новое, непривычное на первый взгляд, неудобное, старательно пробовать это «на вкус». Неуместными в этом процессе будут попытки переделать под себя, не «въехав» в оригинал.

Мастер Ян Чэнфу говаривал: «Очень легко придумать новый стиль, но очень трудно выучить старый». В действительности, все новое может произрастать только из по-настоящему хорошо освоенного старого. Еще одним существенным аспектом является необходимость повторения, оттачивания, шлифования осваиваемого материала. Наша пословица «повторение – мать учения» об этом же (продолжение «…и утешение для дураков» здесь не подразумевается).

В гунфу, то есть в достижении мастерства, самым трудным считается делать одно и то же каждый день. Принятие учеником того факта, что, если хочешь чего-то достичь, никуда не денешься от повторения и постоянного возобновления одного и того же усилия, дает его «Земле» шанс стать плодородной почвой.

Эта правильная пассивность, конечно, не все, что нужно ученику. Ведь Земля без Неба и Солнца, неосвещенная, спит. Качества триграммы Цянь-Творчество – это необходимый Земле свет. Любое повторение превращается в зубрежку, если практикующий спит. Только для тех, кто способен «пробуждаться», то есть замечать себя делающим что-то и отслеживать качество этого делания, существует возможность роста, изменения. Само по себе повторение провоцирует нас быть «механичными» - отключиться и делать. Но ошибки, возникающие в процессе делания, может исправить только тот, кто замечает себя их делающим. Для этого «чуда замечания» есть разные названия: пробуждение, самопамятование, сознавание и т.д., - а по сути это о свете сознания, проникающего в «темноту» материи. Если этого чуда не происходит, то люди, даже если тратят на отработку чего-то массу времени, напоминают всего лишь цирковых медведей, обученных кататься на велосипеде: вроде умеют – но только по кругу.

Другой аспект Неба в ученике связан с ответственностью за себя в обучении. Часто ученик доносит ее только до порогов Школы – и тут же перекладывает на учителя, ожидая, что тот и даст, и разжует, и переварит, и… Учитель действительно дает, но это только возможность – все остальное на ученике. Правильное отношение к полученному материалу заключается в том, чтобы найти свой уникальный – или неуникальный – способ освоить его: где, когда, как, сколько и.т.д. – все это предмет поисков и экспериментов, в которых ученик становится творцом.

Еще одно место необходимой активности – это контакт с учителем. Нельзя забывать о том, что это забота именно ученика: чем активнее он «дает себя», тем больше ему достается. Прямо как в гнезде, где много ртов.

Вторая пара триграмм – Огонь и Вода.

Огонь – это сила мотивации, интерес, желание. Это то, что должно ярко гореть на начальной стадии обучения – нечто сродни влюбленности. Но для того, чтобы эта стадия перешла в то, что может называться «любовью», с Огнем надо уметь обходиться. Обычно люди уже в самом начале практики сталкиваются с проблемами мотивации: есть те, чье желание еле теплится и не дает достаточного количества энергии на то, чтобы продолжать начатое движение – таких большинство; но бывает и так, что ученика, напротив, необходимо сдерживать, потому что его костер пылает слишком сильно – и это тоже делу не на пользу.

Как бы то ни было, по мере продвижения в обучении старые мотивации ветшают, необходимым оказывается расти в новые, расширяя свое представление о предмете, знакомясь с хорошими образцами, ища и обретая вдохновение. Это вдохновение на первых порах может восполнить недостаток воли – она, как правило, в большом дефиците. Огонь в ученике – это воодушевление, которое питается ясной мотивацией, здоровой «жадностью», требовательностью к себе и т.д. Важным фактором, который может способствовать поддержанию Огня, становится для ученика группа: во-первых, на «групповом» Огне можно какое-то время ехать, во-вторых, в атмосфере группы, как правило, имеет место оттенок соревновательности. Если ученики ее присутствие осознают, не относятся к ней слишком серьезно, но сознательно используют для того, чтобы превозмочь себя, складывается благоприятная «огненная» среда.

На общем фоне недостатка Огня в учениках возникают и ситуации его излишков: рванул, да так, что подорвался; взлетел – и упал. Процесс обучения можно еще сравнить с приготовлением супа, который надо довести до кипения, а затем перевести в режим «умеренный огонь». «Энтузиасты» с волей посильней обычной могут запросто угробить себя, работая долго и упорно, но не отличая при этом то, что действительно трудно и преодолеваемо посредством воли, от того, что в корне неправильно, неудобно и вредно.

Есть правильная сила, которая в состоянии держать Огонь таким, какой действительно нужен и полезен – она соотносится с триграммой Кань, Водой. Эта сила инстинктивна и поднимается откуда-то изнутри. Она может сберечь и позаботиться, если позволить ей это сделать. Можно, наверное, назвать ее «инстинктом самосохранения». Сообщения этого инстинкта поступают к нам на уровне тела: что-то болит, ноет, тянет, беспокоит. Ситуации, когда мы остаемся глухи к этим сообщениям, оборачиваются для нас болезнями, про которые говорится: «перенапрягся, переутомился». Стоило бы научиться прислушиваться к этому голосу заблаговременно, до возникновения кризиса, и понимать, когда он сигналит о состояниях избыточного Огня.

Голос Воды, которая действительно за нас, надо, однако, отличать от банальных лени, жалости к себе и страха ошибок. Последнее оказывается одним из типичных объяснений ничегонеделания: «не буду заниматься сам, потому что боюсь наработкой закрепить ошибки, которых масса… не буду заниматься вообще, потому что боюсь, что все делаю неправильно». Правильная «водная» забота о себе должна помочь каждому найти приемлемый для него режим занятий и оптимальную степень усилий, прикладываемых в выбранном направлений.

Огонь и Вода в гармоничном союзе являются «министрами», согласующими в человеке природу Неба с природой Земли.