Тэшэнь гун (кит.铁身功) в переводе с китайского означает «практика железного тела». Этот комплекс цигун состоит из трех вводных и восемнадцати основных упражнений.
Практика тэшэнь гун является логическим продолжением освоения ицзинь цзина. В отношении общей основы она совпадает с принципами последнего, но, являясь динамическим комплексом цигун, направлена на отработку воплощения различных видов внутреннего усилия в проявленной форме.
Основное предназначение практики Тэшэнь гун – взращивание специфической внутренней силы нэй-цзин. В отличие от грубой физической силы-ли, напрямую зависящей от размеров мускулов, сила-цзин сложносоставная.
Её компоненты:
✔ Тело (кости, сухожилия, мышцы)
✔ Дыхание (особый вид дыхания – так называемое «обратное брюшное») и Ци (энергетическая составляющая, выраженная, прежде всего, в качестве продвижения импульса от мозга к нервным окончаниям)
✔ Намерение-мысль-воля (ментальная сфера – ясный образ действия и его воплощение)
Правильная работа тела подразумевает навык понимания тела как единого целого, в котором физическое движение проявляется от большого к малому – от поясницы к конечностям. Это подобно сгибанию лука, при котором усилие от рукояти-центра передаётся к концам-периферии.
В Тэшэнь гун задействуется физическая сила, соответственно развиваются мышцы и сухожилия. Но делается это не в ущерб другим составляющим, например, расслаблению.
В Тэшэнь гун используется так называемое «обратное» дыхание (обратное естественному брюшному или нижнему дыханию). Этот тип дыхания естественен и необходим для человека в момент создания большого физического усилия – например, при поднимании чего-то очень тяжёлого. Диафрагма при «обратном» дыхании работает как поршень, который на выдохе, опускаясь, создаёт большое давление в области низа живота. Это давление сообщается конечностям, что усиливает кровоток и проходимость импульса (развитие ци). В результате происходит гармоничное развитие всей системы и улучшение взаимосвязей между её частями. А это и есть основание, во-первых, здоровья, а во-вторых, силы, которая опирается не только на напряжение мышц.
В дополнение к вышеописанному при «обратном» дыхании развивается диафрагма и прокачиваются меридианы – каналы, по которым ци движется по телу.
Намерение-мысль-воля – это ведущий аспект в выполнении всех упражнений. От сознания требуется не только присутствие в моменте – его необходимо использовать как то, что активно ведёт каждое движение. «Сознание господин – тело лошадь». В упражнениях Тэшэнь гуна сознания активно выводится за пределы физического тела, как бы увеличивая или удлинняя его.
Умелое задействование сознания, дыхания/ци и тела даёт как результат Силу, которую принято называть внутренней, нэй-цзин. Эта сила в равной мере необходима как для телесного здоровья, так и для боевого мастерства.
«Заниматься боевым искусством и не взращивать нэй-цзин – пустая трата времени».
В школе тэшэнь гун осваивается на втором этапе изучения стиля Ланьшань цюань или на интенсивных семинарах - как самостоятельный раздел работы.